Когда в мае
заканчивается учебный год, кажется, что впереди целая вечность под названием
“летние каникулы”. Но проходит июнь, пробегает июль, и вот август с каждым днём
стремительно начинает приближать нас к началу нового учебного года. Как
организовать своим детям спокойный постепенный переход от летних каникул к
учебным занятиям?
Первые послабления, которые мы даём ребятам летом, это изменения режимных
моментов. Дети могут ложиться спать и просыпаться намного позже обычного.
Во время учебного года многие школьники не досыпают. Об этой тенденции с
тревогой говорят детские врачи. Мы, родители, стараемся дать детям наверстать
упущенное и выспаться. Это очень хорошо!
Но есть здесь и подводные камни. Если уже в августе не начать постепенно
возвращать режим ребёнка к привычному школьному распорядку дня, то весь его
летний отдых пойдет насмарку. Неосознанно мы заранее спрограммируем конфликты и
ссоры в семье, повысим школьную тревожность своего ребёнка, создадим
предпосылки к возникновению психосоматических проявлений. Это частые головные и
желудочные боли, головокружения в школе и дома.
Что делать? Просто организуйте своему ребёнку постепенный переход к школьному режиму.
И причины для волнения пропадут сами собой.
- За 2—3
недели до конца каникул начинайте каждый день будить
и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше.
- Не надо пугать ребёнка наказанием учителя, если он не успел
прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все
упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.
Посвятите во второй половине августа 30 минут
в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия
должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните,
все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую
мелочь. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить
работоспособность.
- Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей
для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат
школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимые вещи
будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж
весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с
ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать
возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или
дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное
время.
- Как
избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно
выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не
потянете?!Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу
ограниченную.
Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак.
Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку
выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он
именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы
сохраните нервы и деньги.
- Перед
началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение.
- Попробуйте
вспомнить ваше в детстве 1 сентября. Так было интересно увидеться с
одноклассниками, поболтать о том, кто где побывал. В наше время, в
этом плане, мало, что изменилось. По опросу психологов большинство
школьников хотят в школу именно из-за того, что можно встретиться с
одноклассниками, узнать новости. Даже в самых сплочённых коллективах
в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные
отношения, поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не
ущемленным. Подумайте, будет ли что интересного рассказать Вашему
ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?
- Новые отношения ребёнок будет пробовать
выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических
процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме
этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А
вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте
на своём.
- Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила
поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и
предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А
как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными
назиданиями взрослых. Ребёнок, опять же, будет считать, что
выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до
минимума.
- Можно предложить детям самим сделать дома свой
стенд или плакат с правилами. Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами,
напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных
занятий, сделает себе режим дня,
повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых
от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более
самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим
записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться
или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать
уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя
эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы,
крики, наказания здесь будут менее действенными.
- Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте,
задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным
родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что
съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью.
Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения
с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не
только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения
друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам
свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки.
Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть
ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем
и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом
выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома.
Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте
выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок
посещает ШПД.
- Примерно через
2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня
ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий